Учитель начальных классов: Астафьева Юлия Сергеевна

Начальная школа - ресепшен образования!

вторник, 15 апреля 2014 г.

Путешествие по «Золотому кольцу России»

Технологическая карта

Тема урока:  Путешествие по «Золотому кольцу России»
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Целевые установки урока
- познакомить с городами, входящими в Золотое кольцо России и их достопримечательностями;
-развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать, расширять кругозор учащихся;
- воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину.
Основное содержание: понятия, термины Туристический маршрут «Золотое кольцо России», Троице-Сергиева лавра,икона А. Рублева «Троица»,благовест
Формы работы Индивидуальная, фронтальная, групповая
Планируемые результаты
Предметные
- создание условий для формирования у младших школьников понятия «Золотое кольцо России»;
- ознакомление школьников с достопримечательностями русских городов, входящих в Золотое кольцо России.
-  формировать  осознанное  положительное отношение к культурным ценностям.
Метапредметные
П: - понимать учебную задачу урока, выполнять ее и оценивать свои достижения;
- перерабатывать полученную информацию для формулировки выводов. - формировать у учащихся умения находить необходимую информацию в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста.
Р:-  принимать и сохранять учебную задачу, целеполагать под руководством ;
-планировать действия в соответствии с поставленной  учебной задачей;
-осуществлятьпошаговый и итоговый самоконтроль, самооценку.
К: - выполнять практическую работу в группе.
-  использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
- проявлять инициативу в образовательном процессе
Личностные
- развивать интерес к различным видам деятельности;
-  понимать причины успеха в учебе;
-  развивать самооценку на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Ресурсы
А. А. Плешаков Окружающий мир, 3 класс, сводная таблица городов Золотого кольца, листы самооценки, энциклопедии, толковый словарь С. И. Ожегова, презентация, карточки для рефлексии

1.Организационный этап.
Слайд 1.
Девизом нашего урока послужит французская пословица «Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем»
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Именно поэтому, сегодня на уроке я вам желаю пополнить свои знания интересными фактами из истории нашей Родины – России и поделиться ими со своими родителями, друзьями и одноклассниками.
- Давайте пожелаем друг другу удачи и начнем наш урок!
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Слайд 2.
- Посмотрите на картинный ряд и сформулируйте тему нашего урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с городами, входящими в туристический маршрут «Золотое кольцо России». Используя энциклопедическую литературу, постараемся собрать как можно больше информации о достопримечательностях этих городов, познакомимся с одним из высших достижений древнерусской живописи.
- Золотое кольцо России!  Почему этот туристический маршрут называется кольцом? Золотым?
Города старинные,
Звон колоколов.
Словно плицы-лебеди
Суздаль и Ростов.
На широкой Волге
Углич, Кострома,
Башенки резные,
Чудо-терема.
Города старинные-
К солнышку лицом –
Для России стали
Золотым кольцом.
3. Актуализация  опорных знаний
- На предыдущих уроках мы уже побывали в некоторых городах Золотого кольца и записали в сводную таблицу самые важные и значимые моменты. Назовите эти города.
С помощью сводной таблицы рассказывают об их достопримечательностях.
4. Добывание новых знаний. Определение границ собственного знания или «незнания»
Слайд 3.
- Сегодня мы отправимся в город Сергиев Посад.
Ах купола, ах колоколенки,
От позолоты слепнет глаз,
Под каждой крышей, в каждой горенке
Души российской скрыт алмаз.
- Давайте посмотрим видеофрагмент об этом удивительном городе. Я буду останавливать видео и мы будем записывать в таблицу важные моменты.
- Город Сергиев Посад был основан в 1345 г. преподобным (святым) Сергием Радонежским у слияния рек Кончуры и Вондюги на холме Маковец. Кто здесь только не побывал: Гоголь и Достоевский, Репин и Суриков, Чайковский и Шаляпин. Сергиев Посад самый посещаемый город Золотого кольца.
- Итак, давайте подведем итог. Что мы узнали о городе Сергиев Посад?
- Посмотрите еще раз на один из самых главных монастырей нашей Родины – Троице-Сергиеву лавру.
- Известный путешественник 17в Павел Алепский говорил о нем «Этот монастырь не имеет себе равных не только в стране Московской, но и во всем православном мире».
- В иконостасе Троицкого собора, справа от царских врат, находилась знаменитая икона.
- Как называется эта икона и кто ее автор?
Слайд 4.
- С 1929г она хранится в Третьяковской галерее, а в иконостасе находится ее точная копия.
 Главный смысл иконы «Дабы воззрением на святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего».
Икона «Троица», являющаяся предметом культа, была навеяна библейской легендой. На ней изображены три ангела, явившиеся в виде странников к старцу Аврааму. Ангелам присуще спокойное, полное внутренней гармонии душевное состояние. Они как бы парят в воздухе, их обнаженные ступни не опираются на землю. Их тончайшие посохи символ странничества. На одежду ложатся отблески небесной голубизны. Головы ангелов обращены друг к другу, а в соприкосновении их крыльев чувствуется внутреннее единство, нераздельность, но у каждого ангела свое бытие, своя миссия в мире.
 Левый ангел – образ Отца.  Устроение мира подчиняется его воле. И палаты позади него – символ «домостроительства». Лицо ангела выражает твердую решимость и волю.
Средний ангел – это Сын. Это тот, которому суждено принять человеческий образ и поплатиться за это распятием на кресте. Не случайно на ангеле одежды, в которых обычно писали Иисуса Христа, - темно-вишневый хитон (свободная рубашка) с золотой полосой и лазурная накидка. За Сыном-ангелом изображено дерево («Дерево жизни»), которое символизирует продолжение, рассвет жизни. В задумчивом лице ангела решимость идти на подвиг «за други своя».
Тихой печалью веет от лица третьего ангела – Духа-Утешителя. И гора за ним является воплощением высокого и возвышенного. Жесты рук ангелов соединились вокруг чаши – символа жертвенной смерти и братской любви. Смотрят видеофрагмент о Сергиевом Посаде.
5.Физкультминутка
Для разминки из-за парт поднимаемся на старт!
Бег на месте! Веселей! И быстрей, быстрей, быстрей! (Бег на месте.)
Делаем вперёд наклоны —
Раз-два-три-четыре-пять! (Наклоны.)
Мельницу руками крутим, чтобы плечики размять. (Вращение прямыми руками.)
Начинаем приседать — раз-два-три-четыре-пять! (Приседания.)
А потом прыжки на месте, выше прыгаем все вместе! (Прыжки.)
Руки к солнышку потянем,
Руки в стороны растянем. (Потягивания — руки вверх, потом в стороны.)
А теперь пора учиться,
Да прилежно! Не лениться! (Дети садятся за парты.)
6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
- Далее нашу работу мы построим следующим образом. Первая группа будет собирать информацию о городе Ростов Великий, а вторая группа – о городе Кострома. Всю добытую информацию записывайте в карточку. Выберете в своей группе ученика, который будет проводить экскурсию по городу.
- Широко разлилось славное озеро Неро. Широко, да не глубоко. Называли его иногда «морем тинным».
- Ой, ты гой еси, море тинное.
Отчего зовут тебя озером?
- Оттого зовут меня озером,
Что песку во мне нет на донышке
И что нет во мне рыб заморских…
- Это старинная песня про Неро-озеро. А над озером, словно город сказочный, стоит Ростов Великий.
Слайд 5-6.
- Кострома костром духовным
Полыхает на ветру.
Пред тобою на колени
В час сомненья упаду.
Род Романовых отсюда
На престол Руси шагнул,
И народ ему навечно
В год великий присягнул.
Средь лесов дремучих Волга
Воды чистые несет,
И живет надежда в сердце,
Что Россию Бог спасет.
Слайд 7,8,9.
- Возьмите оценочный лист и оцените свою работу в группе.
7. Первичное закрепление новых знаний Определение границ собственного знания или «незнания»
- Итак, мы рассмотрели с вами все города, входящие в известный по всему миру туристический маршрут «Золотое кольцо России». А сейчас давайте проверим и оценим полученные знания.
-Возьмите карточку и соедините название достопримечательности и ее картинку. (самопроверка)
- Возьмите оценочный лист и оцените свою работу.
- В течение недели вы готовили доклады о городах Золотого кольца. Из них мы сделаем с вами буклет о городах, входящих в состав Золотого кольца России. Этот буклет мы передадим в школьную библиотеку, для того, что бы все ребята нашей школы смогли прочитать и посмотреть его.
8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
- А теперь подведем итог нашего урока.
- Какую цель мы ставили перед собой?
- Что вас больше всего заинтересовало? Удивило?
- А закончить наш урок мне хочется стихотворением И. С. Никитина
Слайд 10.
Широка, ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью!
- Что хотел нам донести автор через это стихотворение?
- Те ребята, которым понравился наш урок, кто хотел бы побывать в каком-либо из городов, кого захватила и заинтересовала полученная информация, возьмите карточки, подпишите их и опустите в почтовый ящик. Возможно, когда-нибудь наша мечта исполнится и мы побываем в городах, входящих в туристический маршрут «Золотое кольцо России»
9. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
Слайд 8.
Давайте поспешим, друзья.
Записать задания.
А дома…
Приложить прошу
Максимум старания.
(найти дополнительную интересную информацию о городах Кострома, Ростов Великий, Сергиев Посад)


Комментариев нет: