Психологический
анализ занятия/классного часа.
Дата________________Ф.И.О.
учителя_____________________________________
Класс___________
Тема_______________________________________________________________________
Показатели
реализации психологического потенциала занятия.
|
Оценка
|
Примечание
|
1.Развитие внимания
|
|
|
Учитель использовал
различные приемы активизации внимания, формирования познавательного интереса
на занятии.
|
|
|
Использовались внешние
особенности наглядного материала для привлечения
внимания.
|
|
|
Изложение материала(образность, эмоциональность, смена
интонации, новизна речевой формы) способствовало поддержанию интереса.
|
|
|
Темп ведения занятия
способствовал поддерживанию внимания .
|
|
|
Смена видов деятельности
способствовало сосредоточению внимания
учеников.
|
|
|
Учитывались возрастные и
индивидуальные особенности внимания учащихся.
|
|
|
2. Развитие
памяти
|
|
|
На занятии использовались
возможности всех видов памяти (образно-слуховой, зрительной, моторной,
словесно-логической, эмоциональной)
|
|
|
На занятии учитывались
индивидуальные особенности памяти уч-ся, использовались сочетание видов
памяти.
|
|
|
3.Организация мыслительной деятельности.
|
|
|
Цель и задачи занятия
способствовали развитию умственной деятельности уч-ся.
|
|
|
Формировались навыки
самоконтроля самооценки мыслительной деятельности учащихся
|
|
|
На занятии имело место
различные виды мышления (практически-действительное, наглядно-образное,
словесно-логическое)
|
|
|
Мыслительная деятельность
уч-ся способствовало росту их интеллектуального уровня.
|
|
|
Учитель формировал у
учащихся умение выделять главное в материале.
|
|
|
На занятии учитывались
индивидуальные и интеллектуальные особенности уч-ся
|
|
|
На занятии использовались
проблемные задания.
|
|
|
На занятии была создана
творческая атмосфера
|
|
|
4.Нравственное
значение занятия
|
|
|
Взаимодействие учителя и
ученика доброжелательное
|
|
|
Учитель развивает у
учеников установку на сотрудничество и взаимопонимание
|
|
|
На занятии преобладала
положительная эмоционально-нравственная атмосфера
|
|
|
Осуществлялся личностно
ориентированный подход
|
|
|
Оборудование, оснащение,
эстетическое оформление способствовало воспитанию культуры
труда.
|
|
|
5.
Гигиеническая оценка занятия
|
|
|
Учитель эффективно
использовал наиболее продуктивное время занятия.
|
|
|
Поведение уч-ся соответствовало требованиям дисциплины,
отсутствовали посторонние разговоры.
|
|
|
Работе уч-ся не мешали дополнительные раздражители.
|
|
|
Классная комната
соответствовала гигиеническим нормам (класс проветрен, достаточно освещен,
мебель соответствует росту учеников).
|
|
|
Общая оценка
|
Учитель: _____________________________________________/
___________________________
Психологический анализ урока.
Психологический анализ урока
крайне необходим для обучения молодых учителей умению видеть и понимать класс,
изучать учащихся, поддерживать с ними постоянный контакт. Такой анализ очень
важен и для опытных педагогов с точки зрения того, как он помогает созданию
условий для эффективной умственной
деятельности, развитию внимания, памяти и т. д.
В целом при психологическом
анализе урока следует выделить три основных звена: психология учителя
(деятельность, ум, речь, эрудиция, эмоциональность, поведение, отношение к
детям)Психология учения
(деятельности детей) и
эмоциональная связь между учителем и учащимися.
Психологический анализ включает в
себя следующие элементы:
- характеристику
познавательных процессов: восприятия, осмысления,
закрепления, внимания, памяти, мышления.
- характеристику качества
усвоения знаний: работу над понятиями,
выделение главного, усвоение теории и его
связь с практикой,
формирование убеждений, точность знаний,
- характеристику
интеллектуальной атмосферы урока: насколько правильно
побуждал учитель к активному мышлению
всех учащихся, как развивались
познавательные интересы, удовлетворялась
любознательность, ставились и
решались познавательные проблемы, как
использовались коллективные
формы труда, умение думать вместе, спорить,
доказывать и т. д.
- характеристику
эмоциональной атмосферы урока : каким было настроение
учащихся, как поддерживалось мажорный тон
урока, как обеспечивались
положительные эмоции для воспитания интереса
к учению, формирование
ответственности за свою работу, насколько
заинтересован, влюблен в свою
работу учитель, как эмоциональность урока
влияло на работоспособность
учащихся;
- характеристику развития
учащихся в процессе обучения : какие умения и
навыки были ими приобретены или закреплены,
какие познавательные силы
и способности при этом развивались, какие
нравственные качества
воспитывались (в первую очередь
ответственность, трудолюбие, воля).
Такой психологический анализ урока сложен и
требует постепенного внедрения в практику: сначала анализ посвящен
характеристике познавательных интересов, потом качеству усвоения знаний, затем
характеристике познавательной атмосферы урока и т. д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий