МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1»
Выступление на ШМО
«Самооценка
младших школьников: что такое самооценка и как она складывается в младшем
школьном возрасте».
Подготовила: Астафьева Ю. С.,
учитель начальных классов
2017 – 2018 учебный год
Самооценка –
это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей,
особенностей своей деятельности. Самооценка отражает особенности
осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение
увидеть и оценить свои возможности и способности.
На начальных этапах развития ребенок оценивает
преимущественно свои физические качества и возможности (“Я большой”, “Я
сильный”), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки,
моральные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего
регулятора поведения человека, его активности в учении, труде, общении,
самовоспитании.
Формирование самооценки связано с
активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия,
общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации,
когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать,
подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества
личности.
Решающее влияние на формирование самооценки
оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребенком
особенностей своей деятельности, ее хода и результатов. И это осознание не
появится автоматически: родителям и воспитателям надо учить ребенка видеть и
понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей,
согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих.
В каждом возрастном периоде на формирование
самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте
является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная
деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование
самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении.
Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности
буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу. Причем психологические
исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не
самостоятельна, а подвластна оценкам
окружающих, прежде всего оценкам учителя. То, как оценивает себя ребенок,
представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем.
Значит, надо учить ребенка в любой момент контролировать свои действия,
правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым
ее промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что
объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы
самооценки.
Нужно также помочь ребенку проявить себя –
осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые
успехи. Это поможет ему заслужить уважение учителя, товарищей. Психологи
утверждают, что неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые
склонности. Один хорошо рисует, другой мастерит, у третьего дома живой уголок.
Родители могут содействовать тому, чтобы их ребенок открылся товарищам своими
лучшими сторонами. Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывает
затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают
отношение окружающих. Поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно
важны для них. Ребенок, уверенный в себе, не боится трудностей, не пасует перед
ними, находит в себе силы для их преодоления.
2. Самооценка
младших школьников с разной успеваемостью
У успешных
учеников формируется высокая, часто
завышенная самооценка, а у слабых – низкая, преимущественно заниженная.
Однако отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и
качеств личности - возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное
напряжение, волнение и растерянность ребенка. У слабых учеников постепенно
начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо
чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.
Иной комплекс личностных качеств начинает
складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает
уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка
быть первыми, образцовыми.
Ребята, которые испытывают значительные затруднения
в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные оценки.
Слабоуспевающим школьник становится на каком-то этапе учения, когда
обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем,
что он в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это
недостаточно осознается, а главное, не принимается школьником: большинство
неуспевающих детей I и II классов переоценивают результаты своей учебной
деятельности. К IV классу уже выявляется значительный контингент отстающих
детей с пониженной самооценкой, и мы видим нарастающую из класса в класс
тенденцию неуспевающих учеников к недооценке своих и так весьма ограниченных
успехов.
И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей
– явление далеко не безобидное для школьника. Привычка к определенному
положению в классном коллективе – “слабого”, “среднего” или “сильного”,
задающего тон в учебе, - постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни
ребенка.
3. Самооценка младших школьников как средство
повышения уровня успеваемости
Задача учителя, прежде всего, состоит в повышении
мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика
помогает решить эту задачу достаточно эффективно. Трудность лишь в том, чтобы
добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этой цели уже в 1-м
классе необходимо начать формировать такую самооценку. Система контроля и
оценки также ставит перед нами важную социальную задачу: развить у школьников
умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность,
находить ошибки и пути их устранения.
От уровня самооценки зависит активность личности,
её стремление к самовоспитанию, её участие в жизни коллектива. Принято
различать адекватную (или реальную) и неадекватную завышенную или заниженную -
самооценку. Эти определения появляются в сравнении с реальными возможностями
младшего школьника. Самооценка не остается стабильной, в зависимости от успехов
в деятельности, возрастных особенностей она имеет тенденцию изменяться.
Самое большое влияние на развитие самооценки
оказывает школьная оценка успеваемости, она, по существу, является оценкой
личности в целом и определяет социальный статус ребенка, поэтому следует
различать оценку деятельности и оценку личности и не переносить одно на другое.
Младшие школьники негативный отзыв о своей работе воспринимают как оценку: ты -
плохой человек. Оценка учителя является основным мотивом и мерилом их усилий,
их стремлений к успеху, поэтому не надо сравнивать его с другими детьми, а
показывать ему положительные результаты собственной работы прежде и теперь.
Используя прием сравнения для показа ученику его собственного, пусть даже очень
малого продвижения вперед по сравнению со вчерашним днем, мы укрепляем и
поднимаем доверие к себе, к своим возможностям. Для развития адекватной
самооценки необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и
поддержки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий