Учитель начальных классов: Астафьева Юлия Сергеевна

Начальная школа - ресепшен образования!

суббота, 11 ноября 2017 г.

Кружок как эффективная форма реализации внеурочной деятельности в начальной школе

 

«Истоки творческих способностей
 и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.

I. Введение.

1.1 Обоснование выбора темы.

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет проведение кружковой работы. Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно – прикладного.

1.2 Актуальность обусловлена тем, что разработанная мной программа кружка «Волшебные ручки» является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной  деятельности.

Оно способствует изменению отношения  ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов.

1.3 Цель: формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

1.4 Задачи:

ü Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

ü Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.

ü Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.

ü Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.

ü Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.

Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”.

1.5 Ценностные ориентиры.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность  природы. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви  и бережного отношения к природе через  тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность  красоты и гармонии – основа  эстетического воспитания через  приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность  стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность  труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни,  состояние нормального человеческого существования. Особую роль  в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета  у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность.

 

 

 

 

 

 

II. Основное содержание.

2.1. Теоретические основы организации кружка.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану в начальной школе на изучение курса «Технология»  отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества.  Улучшить ситуацию можно за счет проведения внеурочной деятельности (кружок «Волшебные ручки»).

Кружок «Волшебные ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.

При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях кружка придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.

На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, изонить, мозаика, оригами и т. д.). Овладение этими терминами, ровно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.

Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
            Подведение итогов осуществляется в виде составления  книжек – раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в различных конкурсах.

           Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

 Основные формы и методы работы.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность

обучающихся.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала с использованием компьютерных технологий); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.  

Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

2.2. Опытно – практическая работа по реализации программы кружка.

Разделы программы.

1) «Работа с бумагой и картоном».

Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни. Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.

2) «Работа с природным материалом».

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

3) «Работа с пластилином».

Пластилин как таковой представляет из себя  кладовую для фантазии и игры воображения. Соединив его с ловкими руками,  можно оживить всё, что захочешь. Вы можете дать  вторую жизнь поделке из этого материала. Недаром одним из жанров анимационного фильма является пластилиновая анимация, которая создается при помощи фигур, вылепленных из пластилина. Пластилин используется в работе с детьми в качестве материала для поделок. Игры с пластилином способствуют развитию координации пальцев и в большой мере удовлетворяют любознательность в новизне и творческом искании. Игра, как труд, позволяет добиваться более совершенных результатов. Пластилин  - замечательный материал для лепки детьми младшего школьного возраста. 

4) «Работа с тканью и нитками».

В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.
Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы. Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет.

5)  «Работа с разными материалами».

Существует большое количество различных материалов помимо бумаги, дерева, природных материалов, которые могут быть использованы при изготовлении детских поделок, игрушек и дидактических пособий. Прежде всего это различные отходы : гофрированный картон, коробки, крышечки, катушки, проволока, пробки и т. п.; кусочки синтетических материалов: пенопласт, фольга, трубки и т. п. Работа с разного рода материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей, их воображения, технических навыков, расширяет кругозор детей об окружающем мире. Дети учатся обрабатывать и соединять детали из разных материалов, узнают их свойства.

Календарно-тематическое  планирование

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

Дата

 

Работа с бумагой и картоном.

10 ч.

 

 

 

1.      

Вводное занятие. «Из истории бумаги». Оригами. Лебедь и утка.       

1

0,5

0,5

 

2.      

Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно из оригами «Лесные мотивы».

2

 

1

 

3.      

 

1

 

4.      

Из истории аппликации. Обрывная аппликация. Чудо-дерево.

2

1

 

 

5.      

 

1

 

6.      

Объемная аппликация. Аппликация из скрученной бумаги.

1

 

1

 

7.      

Объемная аппликация из гофрированной бумаги.

2

 

1

 

8.      

 

1

 

9.      

Чудесные тарелочки. Поделки из одноразовых картонных тарелок. «Солнышко».

2

 

1

 

10.  

 

1

 

 

Работа с природным материалом.

3 ч.

 

 

 

11.  

Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов.

1

0,5

0,5

 

12.  

Панно из семян.

1

 

1

 

13.  

Объемные композиции из природных материалов.

1

 

1

 

 

Работа с пластилином.

5 ч.

 

 

 

14.  

Лепка. Из истории лепки. Рисунок на пластилине.

2

0,5

0,5

 

15.  

 

1

 

16.  

Лепка конструктивным способом из разных частей. Обрубовка. «Тропический остров».

1

 

1

 

17.  

Налепные украшения. Панно.

1

 

1

 

18.  

Лепка из целого куска вытягиванием. Фигурки животных. Композиция по сказке.

1

 

1

 

 

Работа с тканью и нитками.

6 ч.

 

 

 

19.  

Из истории ткани. Виды тканей. Аппликация из ткани.

2

1

 

 

20.  

 

1

 

21.  

Из истории ниток. Виды ниток. Аппликация из ниток.

2

1

 

 

22.  

 

1

 

23.  

Игрушка из ниток и картона «Гномик».

2

 

 

1

 

24.  

 

1

 

 

Работа с разными материалами.

9 ч.

 

 

 

25.  

Из истории мозаики. Мозаика из кусочков пластиковых трубочек.

2

0,5

0,5

 

26.  

 

1

 

27.  

Мозаика из карандашных стружек. «Цветочная полянка».

2

 

1

 

28.  

 

1

 

29.  

Мозаика из газетных комков. «Барашек».

1

 

1

 

30.  

Аппликация «Веточка вербы»

1

0,5

0,5

 

31.  

Мозаика из яичной скорлупы.

2

 

1

 

32.  

 

1

 

33.  

Итоговое занятие. Выставка работ учащихся.

 

 

1

 

 

      Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по теме  «Верба – пушистый знак весны чудесной».

Занятие было проведено на семинаре директоров школ Луховицкого муниципального района Московской области во 2 классе.

 Цель: научить художественной обработке различных материалов. Изготовление заданного изделия.

Задачи. Развивать воображение, фантазию, чувство формы, логическое и пространственное мышление. Развивать эстетический вкус, интеллектуальные и творческие способности. Воспитывать усидчивость, волевые качества, умение доводить начатое дело до конца, трудолюбие. Воспитывать любовь к народной культуре. Прививать интерес к духовному наследию земли русской. Проявлять терпение и умение дослушивать ответы товарищей до конца.

Универсальные учебные действия:

Личностные: познавательный интерес  к изучаемому  материалу;  понимать поставленные цель и   задачи на занятии и стремиться их выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; высказывать свое предположение на основе работы с предложенным материалом; проявлять инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи; учиться подтверждать аргументы фактами; делать выводы; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные: умение читать схемы изделий, сочетать цвета в изделии.

Задачи по здоровьесбережению:

-  развивать зрительную память и моторику рук.

- управление своей деятельностью, мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

- управление поведением; уметь слушать и слышать.

- духовно-нравственное

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, документ-камера.

Материалы: ножницы, клей, цветной картон, вата, шерстяные нитки.

Ход занятия:

1. Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята! 

- Садитесь, пожалуйста.

- Какое нужно настроение, чтобы занятие получилось удачным? (Хорошее)

- Желаю вам сохранить хорошее настроение в течение всего занятия.

Здоровьесбережение: создание положительного настроя на занятие

- На доске написана пословица: «Терпение и труд, всё перетрут»

- Ребята как вы понимаете эти слова?

(Дети объясняют значение пословицы.)

Коммуникативные УУД: совместное обсуждение значение пословицы.

- Начинаем наше занятие.

2. Мотивационный этап.

- Отгадайте загадку.

У нее цветочки -

Пушистые комочки.

По весне она цветет,

Праздник Пасхи к нам зовет. (Верба) СЛАЙД

(Букет вербы в вазе)

-  С каким временем года мы можем связать этот букет? (Весна) СЛАЙД

Верба (она же ива, ракита, ветла или тальник) едва ли не первая распускается после таяния снегов. Поэтому люди считали должным отмечать это событие и приветствовать весну и новую жизнь!

Ученик (читает стихотворение)

А. Фет. «Уж верба вся пушистая...»

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,

Теплом озарены,

И в душу снова просятся

Пленительные сны.

Везде разнообразною

Картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною

Народ чему-то рад...

Какой-то тайной жаждою

Мечта распалена -

И над душою каждою

Проносится весна.

СЛАЙД

Учитель. После принятия Христианства верба стала символом одного из главных православных праздников (Пасха). На предпасхальном праздничном богослужении (Вербное воскресение) вербу торжественно освящают.

Вербным сережкам приписывалась целебная и чудодейственная сила. Многие верили, что освященная верба способна остановить летнюю грозу, а если бросить такую веточку в пламя — то она поможет остановить пожар. Поэтому освященные ветви после Вербной недели весь год хранят в доме.

Ученик (читает стихотворение)

С утра повсюду звон колоколов

И благодать течет туманом вешним,

И люди пробираются неспешно

По улочкам старинных городов.

И бережно сжимают ветви вербы,

Как символ христианской вечной веры,

Как свечи в храме, в этот день весенний,

В пресветлое святое воскресенье

И этой верой душу напитая

Живет и процветает Русь Святая.

3. Физминутка.

4. Этап постановки проблемы.

К сожалению, очарование цветущей вербы недолговечно.  Как нам можно сохранить её красоту для себя и близких надолго? (Аппликация).

Коммуникативные УУД: предвидеть решение вопроса, оформлять свои мысли в устной форме.

5. Практическая часть.

Экологическая культура: работа с натуральным природным материалом – вата и шерстяные нитки.

Регулятивные УУД: управление своей деятельностью, работа по плану, предложенному учителем.

Здоровьесбережение: - соблюдение правил техники безопасности при работе с ножницами и клеем.

физическое (формирование правильной осанки, координация движений)

- Давайте внимательно рассмотрим ветки вербы.

- Какие ветки вербы? (Прямые, ровные, не разветвляются).

- Сравним ветки по длине. (Разные)

- Из чего мы будем делать веточки? (Нитки)

- На ветках есть серёжки. Раньше их называли – барашки.

- Какого цвета барашки? (Серые).

- Какой они формы? (Овальные).

- А что ещё можно сказать про барашки, какие они еще? (Маленькие, пушистые, красивые, светлые).

- Как расположены барашки? (Поочерёдно).

- Из чего сделаем барашки? (Вата)

- Откуда растут барашки? (Из почек)

- Почками в нашем случае будут узелочки.

- Выполнение  работы. (На листе картона делаем эскиз будущей работы — с помощью простого карандаша намечаем линии веточек вербы.

Отрезаем нить нужной длины и делаем на ней узелки на расстоянии 3-4 см друг от друга. Намазываем линию ветки клеем и накладываем готовую нить с «почками», немного подержав руками для лучшей фиксации.

Из ваты делаем «барашки-пушистики». Следует помнить, что «пушистики» на ветке растут в шахматном порядке. Не забывайте об этом, когда будете приклеивать.

6. Итог  занятия. Рефлексия.

- Какие молодцы!

Оформление на доске: два лица – одно улыбающееся, другое грустное.

-  Ребята,  сейчас я, попрошу вас самих оценить свою работу.

- Те, кто считает, что справился с работой встанет у улыбающегося лица, а кто не справился с работой - у неулыбающегося. И объясните, почему вы сделали такой выбор?

Дети объясняют)

Ученики (читают стихотворение)

Как мне верба нравится –
Пушистенькие почки!
А под каждой прячется
Молоденький листочек!
Ну, и верба! Ну, хитра!
А еще и модница!
В манто сереньком она,
Чтоб не заморозиться!
А засветит солнце ярко,
Лед на речке тронется,
Вербе сразу станет жарко –
Листики откроются.
И шубку серую свою
Отбросит без печали,
Чтоб в своем родном краю
Мы весну встречали!

Регулятивные УУД: анализировать эмоциональные состояния, полученные от (неуспешной) успешной деятельности.

Коммуникативные УУД: точно выражать свои мысли при ответе на конкретно поставленный вопрос.

Здоровьесбережение: психологическое здоровье (положительные эмоции от результата своей деятельности на занятии).

Личностные УУД: самооценка.

Не зря мы начали занятие с пословицы: «Терпение и труд, всё перетрут». И я надеюсь, что  ваше терпение и умение трудиться поможет вам добиться хороших результатов. Дерзайте, творите. Наша пословица вам в этом поможет.

III. Заключение.

3.1. Планируемые результаты деятельности.

В  результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

o   Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

o   Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

o   Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и  областями применения;

o   Познакомиться с новыми технологическими  приемами обработки различных материалов;

o   Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

o   Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми  функциями уже известных инструментов;

o   Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

o   Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со  сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные  роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

o   Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

o   Достичь оптимального для каждого уровня развития;

o   Сформировать систему универсальных учебных действий;

o   Сформировать навыки работы с информацией.

3.2. Результат реализации программы.

Результатом реализации данной программы внеурочной деятельности кружка «Волшебные ручки» являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, города), так и районные, участие детей в конкурсах различного уровня. Поделки-сувениры могут использоваться в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.

Подводя итог работы кружка за прошедший период, я могу утверждать, что  благодаря нашим занятиям у детей  сформировались такие качества как: точность, согласованность движений кистей рук, аккуратность, внимательность, творчество, мышление.

Подводя итог вышесказанному, можно  сделать вывод о большой значимости  творческой деятельности для развития детей, так как нет  ни одной сферы развития личности, на которую бы оно не воздействовало.  Я  считаю, что заниматься творчеством очень полезно для детей.

Комментариев нет: