МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1»
Семинар для учителей
начальных классов
"Инновационная деятельность учителя
начальной школы: теория и
практика"
Сообщение
на тему:
«Портфолио ученика как средство мотивации
личностного развития»
Учитель начальных классов
МБОУ «Луховицкая средняя
общеобразовательная школа № 1»
Астафьева
Юлия Сергеевна
г.Луховицы
2016-2017 учебный год
Сегодня в мире
растёт понимание того, что стандартная процедура экзамена, опирающаяся, как
правило, на тестирование, не позволяет отразить многие умения и навыки, которые
необходимо формировать у учащихся для обеспечения их успешных жизненных и
профессиональных стратегий после окончания школы.
Анализ зарубежного
опыта и российской практики показывают, что важным инструментом решения
подобных образовательных задач является портфель индивидуальных образовательных
достижений («портфолио») школьника.
Cуществуют различные подходы к определению понятия
портфолио.
Портфолио – это:
·
Способ
фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных
достижений школьника в определенный период обучения.
·
Коллекция
работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в
различных избранных им областях.
·
Систематический
и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и
учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников. В данном
случае ученик выступает как активный участник процесса оценивания, а само
оценивание направлено на отслеживание прогресса в обучении, приложенных усилий
и результатов учебно-познавательной деятельности.
Портфолио является
формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту,
созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов
деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии
практико-ориентированного обучения.
В настоящее время
образовательная технология «Портфолио» приобрела большую популярность. В
соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов
меняется система требований к результату образования, меняется и система
оценивания достижений учащихся. Особое место в новой системе оценивания уделено
портфолио. Теперь наличие его становится обязательным требованием.
Существуют
три основных типа
портфолио:
1.Портфолио документов
2.Портфолио работ (собрание различных творческих, проектных,
исследовательских работ ученика, описание основных форм и направлений его
учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах,
спортивных и художественных достижений)
3.Портфолио отзывов о достижениях ученика «включает в себя характеристики
отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями,
родителями, работниками системы дополнительного образования, а также письменный
анализ самого школьника своей конкретной деятельности и её результатов.
Основное
предназначение портфолио продемонстрировать достижения ученика в различных
областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Портфолио -
это не форма оценивания детей, а
«инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников
контрольно-оценочная самостоятельность.
Основные цели
и задачи ведения
портфолио в начальных классах:
1. Создание ситуации успеха для каждого
ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.
2. Максимальное раскрытие индивидуальных
способностей каждого ребёнка, создание условий для его самореализации в
различных областях школьной жизни и внешкольной жизни.
3. Развитие познавательных интересов
учащихся и формирование готовности к
самостоятельному познанию.
4.Формирование установки на творческую
деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего
творческого роста.
5. Формирование положительных моральных и
нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию.
6.Приобретение навыков саморефлексии,
формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности
и соотносить их с имеющимися возможностями.
Работа над Портфолио (обязательно –
бумажный вариант, по желанию – электронный вариант) начинается с 1 класса.
Чтобы привлечь родителей к его созданию, необходимо проводить родительские
собрания на тему: «Портфолио ученика начальной школы». Нам всем необходимо привыкнуть к формуле: Аттестат +
портфолио = образовательный рейтинг
выпускника школы. Очень важно сделать родителей своими союзниками в этом
непростом деле. Необходима система консультативной помощи: консультации,
семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио. Можно предложить
памятки для детей по работе с портфолио.
Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы. Портфолио является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребёнка в 5-й класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы. Портфолио является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребёнка в 5-й класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
Девизом работы с
Портфолио ученика начальной школы должна стать фраза «Каждодневный творческий
процесс ученика должен быть зафиксирован».
Портфолио хранится
в школе в течение всего пребывания ребёнка в ней, при переводе ребёнка в
другое образовательное учреждение
портфолио выдаётся на руки родителям (законным представителям).
Для создания
портфолио требуется папка « на кольцах» (обычная или архивная), которая
наполнена файлами с перфорацией. Дополнительно можно вложить разделители,
которые помогут структурировать папку по разделам.
Возможный вариант
составления портфолио:
Титульный
лист.
Содержит основную информацию (ФИО ребенка, учебное заведение, класс),
контактную информацию и фото ученика. Необходимо дать возможность ребенку
самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и
склонять к выбору строгого портрета. Нужно дать возможность показать себя
таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.
I.
Раздел «Мой мир».
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка.
Возможные заголовки листов:
«Мое имя» – информация о том, что означает
имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у
ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она
означает.
«Моя семья» – здесь можно рассказать о
каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
«Мой город» – рассказ о родном городе (поселке),
о его интересных местах.
«Мой маршрут» – нарисованная вместе с
ребенком схема маршрута от дома до школы. Важно, чтобы на ней были отмечены
опасные места (пересечения дорог, светофоры).
«Мои друзья» – фотографии друзей,
информация об их интересах, увлечениях.
«Мои увлечения» – небольшой рассказ о том,
чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции,
учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного
образования.
«Моя школа», «Мои педагоги» – рассказ о
школе и о педагогах.
II.
Раздел «Моя учеба».
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету.
Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами,
интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости
чтения и т.д.
III.
Раздел «Мое творчество». В этот раздел ребенок помещает свои творческие
работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), можно
поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу
ребенку при наполнении этого раздела! Если работа принимала участие в выставке
или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом
мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.
VI.
Раздел «Мои впечатления». В начальной школе дети принимают активное участие в
экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают
музеи. Необходимо в завершении экскурсии или похода предложить ребенку
творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание
экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.
V.
Раздел «Мои достижения». Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные
письма. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в
учебе и успехи в спорте. Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а
в хронологическом порядке.
VI.
Раздел «Отзывы и пожелания». Этот раздел включает положительную оценку
педагогом его стараний. Также стоит добавить лист отзывов, где учителя могут
высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.
Важно помнить, что
в самом начале, когда ребенок начинает работать над составлением портфолио, без
помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь
надо сводить к минимуму. Необходимо с самого начала построить работу ребенка таким
образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио.
В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений,
формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих
возможностей.
В начале нового
учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать
собранный в нем материал. При переходе в старшие классы содержимое всех
разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются
(можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность,
размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить «Работы, которыми я
горжусь».
В нашей школе с
2014 года проходит конкурс «Портфолио учащихся» для обучающихся 4-х классов. Он
проходит в 2 этапа. Внутри класса отбирается по 3 лучших портфолио, которые
предоставляются в учебную часть, где и выбираются лучшие портфолио. Разработаны
критерии оценки портфолио ученика начальной школы. Оцениваются - портфолио документов, портфолио работ,
отзывы, рекомендации и самоотчеты. Дополнительно оцениваются самостоятельность,
эстетичность, креативность, аналитичность. Образец критериев оценки вы можете
взять на столе.
Портфолио помогает
проследить индивидуальный прогресс ученика, осознать свои сильные и слабые
стороны. Это происходит в процессе сбора информации о себе, в процессе
осмысления своих достижений и в процессе формирования личного отношения к
полученным результатам.
Портфолио повышает
социальную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и
возможностей. Ребенок должен максимально подробно и всесторонне представить
свои достижения, чтобы анализ позволил ему определять цели и поставить
адекватные задачи по своему развитию. Это становится возможным благодаря тому,
что в качестве источника анализа рассматриваются не только успехи в учебе, но и
трудовой опыт, внеурочная деятельность, то есть собственно жизнь.
В этом случае
положительно решаются следующие педагогические задачи:
·
поддержка
высокой мотивации школьников во всех областях их деятельности;
·
поощрение
их активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и
самообучения;
·
развитие
навыков самоанализа и самооценки;
·
формирование
умения планировать и организовывать свою деятельность.
Чтобы добиться их
выполнения, работа с портфолио должна быть организована и системна. Но это
должно сочетаться с принципом добровольности при сборе информации. Данный
принцип позволяет более серьезно и вдумчиво относиться к своим занятиям, увлечениям,
даже к своему свободному времени, которое можно использовать с большим эффектом
для собственного развития.
Безусловная
ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки
ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка,
развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить
для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио – это не гонка за
дипломами и всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия в учебной
деятельности или творческой работе, а не его результат.
Портфолио является
важнейшей точкой соприкосновения и полем сотрудничества всех
заинтересованных сторон: учителя, ученика, родителей. В результате
совместной деятельности, которая сама по себе становится духовным
взаимообогащением, формируется личность с адекватной самооценкой,
положительными моральными и нравственными качествами, личность, умеющая
ориентироваться в быстро меняющемся мире, готовая к самостоятельному
познанию и творческой деятельности; способная сопоставлять имеющиеся
возможности с собственными жизненными идеалами; словом, стремящаяся к
самосовершенствованию.
Успех совместной
работы над портфолио зависит от общего настроя на подобный вид сотрудничества
всех участников процесса, от выбора форм работы, от учета индивидуальных
особенностей ребенка.
В таком случае
создание портфолио превратится не в коллекционирование отчетов и справок, а в
увлекательный рассказ о ребенке с целью повышения его мотивации личностного
развития.
Комментариев нет:
Отправить комментарий