Учитель начальных классов: Астафьева Юлия Сергеевна

Начальная школа - ресепшен образования!

вторник, 28 февраля 2017 г.

«Портфолио ученика как средство мотивации личностного развития»


МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1»








Семинар для учителей начальных классов
 "Инновационная деятельность учителя
начальной школы: теория и практика"





Сообщение на тему:
«Портфолио ученика как средство мотивации
личностного развития»





Учитель начальных классов
МБОУ «Луховицкая средняя
общеобразовательная школа № 1»
Астафьева Юлия Сергеевна







г.Луховицы
2016-2017 учебный год
Сегодня в мире растёт понимание того, что стандартная процедура экзамена, опирающаяся, как правило, на тестирование, не позволяет отразить многие умения и навыки, которые необходимо формировать у учащихся для обеспечения их успешных жизненных и профессиональных стратегий после окончания школы.
Анализ зарубежного опыта и российской практики показывают, что важным инструментом решения подобных образовательных задач является портфель индивидуальных образовательных достижений («портфолио») школьника.
 Cуществуют  различные подходы к определению понятия портфолио.
Портфолио – это:
·         Способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период обучения.
·         Коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях.
·         Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников. В данном случае ученик выступает как активный участник процесса оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание прогресса в обучении, приложенных усилий и результатов учебно-познавательной деятельности.
Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.
В настоящее время образовательная технология «Портфолио» приобрела большую популярность. В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся. Особое место в новой системе оценивания уделено портфолио. Теперь наличие его становится обязательным требованием.
Существуют три   основных   типа   портфолио:
1.Портфолио документов
2.Портфолио работ   (собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, спортивных и художественных достижений)
3.Портфолио отзывов о достижениях  ученика «включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, работниками системы дополнительного образования, а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и её результатов.
Основное предназначение портфолио продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Портфолио - это  не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность.
Основные   цели  и  задачи   ведения   портфолио  в начальных классах:
1. Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.
2. Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка, создание условий для его самореализации в различных областях школьной жизни и внешкольной жизни.
3. Развитие познавательных интересов учащихся и  формирование готовности к самостоятельному познанию.
4.Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста.
5. Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию.
6.Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.
Работа над Портфолио (обязательно – бумажный вариант, по желанию – электронный вариант) начинается с 1 класса. Чтобы привлечь родителей к его созданию, необходимо проводить родительские собрания на тему: «Портфолио ученика начальной школы». Нам   всем необходимо   привыкнуть к формуле: Аттестат + портфолио  = образовательный  рейтинг       выпускника  школы.   Очень важно сделать родителей своими союзниками в этом непростом деле. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио. Можно предложить памятки для детей по работе с портфолио.
           Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.
 Портфолио является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль  при переходе ребёнка в 5-й класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
Девизом работы с Портфолио ученика начальной школы должна стать фраза «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».
Портфолио хранится в школе в течение всего пребывания ребёнка в ней, при переводе ребёнка в другое  образовательное учреждение портфолио выдаётся на руки родителям (законным представителям).
Для создания портфолио требуется папка « на кольцах» (обычная или архивная), которая наполнена файлами с перфорацией. Дополнительно можно вложить разделители, которые помогут структурировать папку по разделам.
Возможный вариант составления портфолио:
Титульный лист. Содержит основную информацию (ФИО ребенка, учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. Необходимо дать возможность ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Нужно дать возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.
I. Раздел «Мой мир». Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
«Мое имя» – информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
«Моя семья» – здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
«Мой город» – рассказ о родном городе (поселке), о его интересных местах.
«Мой маршрут» – нарисованная вместе с ребенком схема маршрута от дома до школы. Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
«Мои друзья» – фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
«Мои увлечения» – небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
«Моя школа», «Мои педагоги» – рассказ о школе и о педагогах.
II. Раздел «Моя учеба». В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения и т.д.
III. Раздел «Мое творчество». В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), можно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.
VI. Раздел «Мои впечатления». В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершении экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.
V. Раздел «Мои достижения». Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе и успехи в спорте. Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а в хронологическом порядке.
VI. Раздел «Отзывы и пожелания». Этот раздел включает положительную оценку педагогом его стараний. Также стоит добавить лист отзывов, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.
Важно помнить, что в самом начале, когда ребенок начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Необходимо с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старшие классы содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить «Работы, которыми я горжусь».
В нашей школе с 2014 года проходит конкурс «Портфолио учащихся» для обучающихся 4-х классов. Он проходит в 2 этапа. Внутри класса отбирается по 3 лучших портфолио, которые предоставляются в учебную часть, где и выбираются лучшие портфолио. Разработаны критерии оценки портфолио ученика начальной школы. Оцениваются  - портфолио документов, портфолио работ, отзывы, рекомендации и самоотчеты. Дополнительно оцениваются самостоятельность, эстетичность, креативность, аналитичность. Образец критериев оценки вы можете взять на столе.
Портфолио помогает проследить индивидуальный прогресс ученика, осознать свои сильные и слабые стороны. Это происходит в процессе сбора информации о себе, в процессе осмысления своих достижений и в процессе формирования личного отношения к полученным результатам.
Портфолио повышает социальную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Ребенок должен максимально подробно и всесторонне представить свои достижения, чтобы анализ позволил ему определять цели и поставить адекватные задачи по своему развитию. Это становится возможным благодаря тому, что в качестве источника анализа рассматриваются не только успехи в учебе, но и трудовой опыт, внеурочная деятельность, то есть собственно жизнь.
В этом случае положительно решаются следующие педагогические задачи:
·         поддержка высокой мотивации школьников во всех областях их деятельности;
·         поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;
·         развитие навыков самоанализа и самооценки;
·         формирование умения планировать и организовывать свою деятельность.
Чтобы добиться их выполнения, работа с портфолио должна быть организована и системна. Но это должно сочетаться с принципом добровольности при сборе информации. Данный принцип позволяет более серьезно и вдумчиво относиться к своим занятиям, увлечениям, даже к своему свободному времени, которое можно использовать с большим эффектом для собственного развития.
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио – это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Портфолио является важнейшей точкой соприкосновения и полем сотрудничества всех заинтересованных сторон: учителя, ученика, родителей. В результате совместной деятельности, которая сама по себе становится духовным взаимообогащением, формируется личность с адекватной самооценкой, положительными моральными и нравственными качествами, личность, умеющая ориентироваться в быстро меняющемся мире, готовая к самостоятельному познанию и творческой деятельности; способная сопоставлять имеющиеся возможности с собственными жизненными идеалами; словом, стремящаяся к самосовершенствованию.   
Успех совместной работы над портфолио зависит от общего настроя на подобный вид сотрудничества всех участников процесса, от выбора форм работы, от учета индивидуальных особенностей ребенка.
В таком случае создание портфолио превратится не в коллекционирование отчетов и справок, а в увлекательный рассказ о ребенке с целью повышения его мотивации личностного развития.


Комментариев нет: