ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Русский
фольклор» составлена на основе:
·требований Федерального
государственного образовательного стандарта общего образования (приказ от
06.10.2009 г. №373 и приказ № 12 41 от 26.11.2010г;
·примерной основной
образовательной программы начального обучения;
·санитарно-эпидемиологических
требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях СанПиН 2.4.2. 2821-10
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010г. № 189);
·учебного плана муниципального
бюджетного образовательного учреждения Луховицкой средней общеобразовательной
школы №1;
·годового учебного календарного
графика на текущий учебный год;
·основной
образовательной программы муниципального бюджетного образовательного учреждения
Луховицкой средней общеобразовательной школы №1.
В младшем школьном возрасте закладывается
основа любых знаний, формируется характер и мировоззрение. Работу по ведению в
русский фольклор также целесообразно начинать с этого возраста. Фольклор в силу своей многофункциональности оказывает
благотворное влияние на общее развитие ребенка.
Во-первых, он выполняет эстетическую функцию,
сопровождая жизнь песнями, танцами, произведениями устного народного
творчества, изделиями народных умельцев; во-вторых познавательную: из
разнообразных фольклорных жанров ребенок узнает
об устройстве мира, отношениях людей и т.д.; в-третьих нормообразующую или
нравственную, постигает, что такое добро и зло, любовь и ненависть,
учатся их различать; в четвертых – коммуникативную: учит общению, простым
человеческим отношениям в детском коллективе и со взрослыми. Фольклор формирует
язык. Через сказки, пословицы и поговорки, различные песенные жанры ребенок постигает
красоту родного языка, учится правильно говорить.
Усваивая
с раннего возраста детские народные песни, припевки, построенные на веками
устоявшихся попевках-формулах, дети постигают народный попевочный словарь,
лежащий в основе всего народно-музыкального творчества. Традиционные детские
игры, заклички, хороводы, песни развивают у ребят чувство ритма, музыкальной
памяти, слуха, навыки певческого исполнительства.
Целью данной программы является общее эстетическое
воспитание детей, формирование полноценной, творческой личности с богатым
внутренним миром.
Основными задачами являются:
·
знакомство с богатством родной культуры;
·
развитие
коммуникативных способностей (раскрепощения, свободы общения);
·
раскрытие
творческих способностей;
·
формирование
потребности в общении с народным творчеством
Общая характеристика
курса
В основу проекта музыкальной деятельности были
положены следующиепринципы:
·
принцип
доступности;
·
принцип
систематичности и последовательности;
·
принцип
научности;
·
принцип
наглядности;
·
принцип
творческой активности;
·
принцип
индивидуального подхода.
Ведущим
видом деятельности детей 7 летнего возраста является игра. Поэтому доминантным методом
будет игровой. При объяснении нового материала высокий результат дает сочетание
словесных и наглядных методов, при знакомстве с народными инструментами –
практический метод.
На
занятиях необходимо совмещать разные виды деятельности (слушание, беседа, пение,
игра), что позволяет удерживать внимание детей, они не устают. Для осмысленного
восприятия информации рекомендуется использовать аудио и видео материал,
наглядные пособия.
Программа
предусматривает знакомство с музыкальным фольклором, а также занятия по
бытовому танцу и прикладному творчеству (народным ремеслам).
Для
стимулирования учебно-познавательной деятельности в качестве формы
промежуточного и итогового контроля в каждой четверти проводится фольклорный
праздник, согласно народному календарю.
Отличительными
особенностямипрограммы «Русский фольклор» является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами
музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к
смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и
технология, вокал);
принцип креативности – предполагает
максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических
ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы
обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств
личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно
формирование социально активной творческой личности, способной понимать
общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и
искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая
целесообразность
данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями:
разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью.
Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить
словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в
начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются
нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Формы и методы работы.
Форма
занятий - групповая, со всей группой одновременно и с солистами для отработки
сольных партий. Основными формами проведения занятий являются музыкальные игры,
конкурсы, викторины, беседы.
Постановка музыкальных номеров,
инсценировкаэпизодов из литературных произведений, - все это направлено на
приобщение детей к музыкальному искусству и мастерству.
Продвигаясь
от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку музыкального
мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно,
что в музыкальном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером,
учатся общаться со зрителем, учатся вокально-хоровой работе над характерами
персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять музыкальные произведения
на сцене. Дети учатся выразительному исполнению музыкальных произведенийна
шумовых инструментах, народных песен и попевок, которые должны быть
осмысленными и прочувствованными, создают музыкальный образ таким, каким они
его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в концертные
программы, оформление музыкальных сказок.
Освоение программного материала происходит
через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое
направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и
практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе,
теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Формы
занятий:беседа,
дискуссия, игра, экскурсия, концерт, диспут, исследование, конференция,
театрализация и т. д
Место учебного предмета в учебном плане
Программа «Русский фольклор» разработана
для учащихся младших классов и неразрывно связана с образовательной программой
начальной школы. Объём курса в 1 классе – 33 часа. Занятия ведутся 1 раз в
неделю.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными,
психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает
возможную корректировку времени и режима занятий.
Результаты освоения курса
По окончании
учащийся должен знать:
·
основные
русские календарные праздники и уметь рассказывать о них;
·
основные
жанры фольклора;
·
народные
осенние, зимние, весенние и летние приметы;
·
и
уметь играть в народные игры;
·
основные
игрушечные промыслы России;
·
несколько
народных песен, игр, считалок, загадок, поговорок, пословиц, сказок, докучную
сказку, молчанку, перевертыши;
·
правила
построения хороводной линии;
·
простые
элементы народного танца;
·
принимать
участие в проведении народных игр во время праздников и помогать их организации;
Учащийся
должен уметь:
·
выразительно петь простейшие песенки;
·
выразительно, активно без
напряжения декламировать освоенные словесные тексты и песенные ритмотексты;
·
слышать и различать звучание народного оркестра от симфонического;
·
исполнять песни и движения в танцах в соответствии с характером
музыки;
·
ориентироваться в пространстве, двигаться, соблюдая интервалы;
·
рисовать
народные орнаменты и узоры;
·
создавать
эскизы народных костюмов;
·
рассказать о своих впечатлениях от игр, о наблюдениях за
явлениями природы с позиций народного календаря.
Согласно программе в 1 классе постепенно формируется детский
коллектив, начинающий делать совместные шаги в мире игры, песни, сказки,
загадки. При этом каждый ребенок, не теряя своей индивидуальности, учится
действовать соответственно общепринятым коллективным правилам. В 1 классе закладываются
начальные знания традиционной народной культуры, формируются и закрепляются простейшие
исполнительско-творческие навыки.
Результаты
освоения курса
Личностные универсальные учебные действия
«У ученика
будут сформированы»:
|
«Ученик
получит возможность для формирования»
|
-готовность
и способность к саморазвитию;
-развитие
познавательных интересов, учебных мотивов;
-знание
основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь,
правдивость, честность, ответственность.)
|
-формирование чувства прекрасного и
эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
-эмпатии как понимание чувств других
людей и сопереживание им.
|
Регулятивные универсальные учебные действия
«У ученика
будут сформированы»:
|
«Ученик
получит возможность для формирования»
|
-оценивать
правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;
-вносить необходимые коррективы;
-уметь
планировать работу и определять последовательность действий.
|
-адекватно использовать голос для
вокально-хоровой, сольной деятельности;
- активизация сил и энергии к волевому
усилию в ситуации мотивационного конфликта.
|
Познавательные универсальные учебные действия
«У ученика
будут сформированы»:
|
«Ученик
получит возможность для формирования»
|
-
самостоятельно включаться в творческую деятельность
-осуществлять
выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели.
|
-осознанно и произвольно строить
музыкальную деятельность в разных жанрах
|
Коммуникативные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»:
|
«Ученик получит возможность для
формирования»
|
-допускать
возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной;
-учитывать
разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
|
-адекватно использовать музыкальные
средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
|
Система оценки
планируемых результатов
Проверка результатов обучения
осуществляется во время занятий посредством:
·
наблюдения
педагога за практической работой обучающихся;
·
опросов
по изучаемым темам;
·
выполнения
письменных заданий;
·
оценки
качества самостоятельно изготовленных и раскрашенных глиняных игрушек;
·
фиксации
частоты участия в соревнованиях по народным играм, в празднично-игровых
мероприятиях и фестивалях;
·
творческих
работ, представленных на научно-исследовательских конференциях школьников,
выставках.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(33 часа)
Занятия кружка «Русский фольклор» ведутся
по программе, включающей несколько разделов.
Название
темы
|
Основное
содержание
|
Количество
часов
|
Введение.
|
Знакомство с понятием фольклор, традиции, обряд
|
1 ч
|
Сентябрь — румянец осени
|
Приметы
сентября. Песенки-игры. Загадки, Считалки. Пословицы и поговорки.
|
2 ч
|
Обрядовый
фольклор
|
Знакомство с
обрядовыми песнями. Творческие задания.
|
1 ч
|
Декоративно-прикладное
искусство.
|
Работа с глиной (пластилином) узоры, роспись.
Знакомство с игрушкой
из различных материалов, вышивка и кружево, изделия из керамики и пр.
Характерные особенности декоративного изображения. Стилизация предметов живой
природы (ягоды, листья, овощи или фрукты). В стилизованных изображениях
упрощается контур, форма и цвет.
Выполнение узора в полосе из стилизованных изображений в технике
аппликации. Орнаменты в полосе, квадрате, круге. Орнаментальный мотив из
стилизованных растений и животных.
|
2
ч
|
Традиционные
игрушечные промыслы
|
Глиняная
игрушка. История и распространение, основные сюжеты. Традиции различных областей
России. Деревянная игрушка и другие игрушечные промыслы. Кукла и другие
народные игрушки.
|
1 ч
|
Октябрь — листопад, грязник, подзимник
|
Приметы
октября. Загадки. Считалки. Пословицы н поговорки. Молчанка. Скороговорка.
Игровой хоровод. Перевертыши. Плясовая
песня.
|
2
ч
|
Ноябрь — листогной, ворота зимы
|
Приметы
ноября. Загадки. Пословицы и поговорки. Песня-игра. Песня-закличка, Игровой
хоровод.
|
2 ч
|
Устное народное творчество
|
Устные формы
фольклорных традиций. Виды и жанры традиционного и современного фольклора.
Пестушки, потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, сказки.
|
1
ч
|
Декабрь — стужайло, хмурень, шапка зимы
|
Приметы
декабря. Пословицы и поговорки. Загадки. Колыбельные. Считалки.
Скороговорка. Песня-игра. Плясовая песня. Закличка. Колядки. Зимние
поздравительные обходы.
|
2 ч
|
Постановка
сценок –«Святки»
|
Изготовление
совместно с детьми костюмов,
атрибутики к празднику.
Разучивание
и показ доступных детям первого класса сценок.
|
2 ч
|
Январь — снеговик, трескун, году —- начало, зиме — середка
|
Приметы января. Пословицы и поговорки. Зимняя сказка. Загадки.
Песня - игра.
|
2 ч
|
Февраль — лютый, снежень, кривые дороги
|
Приметы
февраля. Пословицы и поговорки. Считалка. Масленица. Масленичные песни.
Загадки. Игры.
|
2 ч
|
Рисуем
сказку
|
Творческие
занятия рисование любимых героев сказок и своих вымышленных персонажей.
|
1 ч
|
Март — протальник, предвесенье
|
Приметы
марта. Загадки. Пословицы и поговорки. Весенние заклички. Скороговорка.
Песни-игры.
|
2 ч
|
Постановка
сценок «Встреча весны»
|
Индивидуальная
и групповая работа. Разучивание обрядовых песен, танцев, игр.Сценки и обряды
посвященные празднику «Встреча весны»
|
3 ч
|
Апрель — снегогон, водолей, первоцвет
|
Приметы
апреля. Пословицы и поговорки. Весенние заклички. Молчанка. Считалка.
Весенние поздравительные обходы. Докучная сказка. Песня-игра.
|
2 ч
|
Май — травень, цветень
|
Приметы
мая. Пословицы и поговорки. Величальная песня. Загадки. Закличка. Считалка.
Песни-игры
|
2 ч
|
Весенние
игры на свежем воздухе. Разыгрывание
обрядовых песен и хороводов.
|
Разыгрывание
обрядовых песен и хороводов.
|
2 ч
|
Обобщающее
занятие
|
Посещение
выставок
|
1 ч
|
Методическое и
материально-техническое сопровождение программы
1.Педагогический
опыт народных традиций . Псков 2003г.
2.
Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. М: 1997 г.
3. Периодическое издание «Музыкальный руководитель»
4. Фольклор и литература. Москва 1996.
5. Завуч начальной школы. Научно практический
журнал.
6.
Церковь Успения Богородицы. Великий Новгород 2009.
7.
Десятинный монастырь в Великом Новгороде. Великий Новгород 2009.
8.
Методические материалы к занятиям.
9.
Факультативная программа Русский фольклор. Автор Л.Л. Куприянова.
10.
Программа внеурочной деятельности. М: Просвещение 2011.
11.
Детские музыкальные праздники. Камаева Т.Ю. 1994.
12.
Баюшки-баю. Москва «Владос» 1995.
Список литературы для учащихся
1.
Сборники русских народных сказок и
.сказок народов мира
2.
Пословицы, поговорки и крылатые выражения: Начальная школа/сост. И.В.Клюхина-М:
2010
3. Бытописание земли Новгородской.
Учебник – хрестоматия по краеведению. Обнинск: «Духовное возрождение» 2001 г.
4. «Я познаю мир» детская
энциклопедия.
Электронные средства обучения.
Цифровые компакт – диски с
фонограммами для музыкального центра:
·
звуки родной природы;
·
русский народный оркестр;
·
русские народные танцы;
·
обработка русских народных песен;
·
фонохрестоматии «Музыка» В.В.Алеев;
·
фонохрестоматии «Музыка» Е.Д. Критская;
Календарно-тематическое
планирование курса «Русский фольклор»
(33 часа, 1 час
в неделю)
№
|
Наименование темы
|
Характеристика основных видов деятельности ученика
|
Плановые сроки
прохождения тем
|
Фактические
сроки
(коррекция)
|
|
Вводное
занятие. Что такое русский фольклор?
|
- знать, что такое русский фольклор;
- наблюдать и называть особенности композиций;
-открывать новые знания и практические умения
через слушание музыки.
|
|
|
||
Русские
осенние праздники и обряды. Приметы сентября.
|
-
знать основные осенние народные праздники;
-
называть приметы сентября;
-петь
народные осенние песни.
|
|
|
||
Экскурсия.
Русская природа. Листопад. Песенки-игры.
|
- наблюдать за осенними изменениями в природе;
- определять настроение стихотворений, музыкальных произведений;
- знать песенки-игры:«Гуси-лебеди», «Коршун», «Бояре».
|
|
|
||
Русские
осенние праздники и обряды. Знакомство с обрядовыми песнями.
|
- водить хороводы и исполнять хороводные песни;
- использовать музыкальную речь как способ общения между людьми
и передачи информации.
|
|
|
||
Приметы
осени. Стилизация предметов живой природы (ягоды, листья, овощи, фрукты)
|
-
наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы;
-
сравнивать музыкальные произведения различных жанров и стилей.
|
|
|
||
Работа с глиной (пластилином)
узоры, роспись. Орнаменты в полосе, квадрате, круге.
|
- знать о видах народной
игрушки;
- выполнять орнамент в полосе,
квадрате, круге;
- работать с
глиной(пластилином).
|
|
|
||
Глиняная
игрушка. Традиции различных областей России.
|
- знать о традициях различных
областей России;
- лепить игрушки из глины.
|
|
|
||
Октябрь — листопад, грязник,
подзимник. Игровой хоровод.
|
- слушать мотивы осенних
мелодий;
- водить хоровод « Что нам
Осень принесла» и исполнять хороводные
песни.
|
|
|
||
Праздник
«Осенины». Плясовая песня.
|
- принимать участие в элементарной импровизации и
исполнительской деятельности;
- исполнять попевки: «Осенины», « На зеленом на
лугу».
|
|
|
||
Ноябрь — листогной, ворота зимы. Песня-игра.
|
- использовать простейшие навыки импровизации в
музыкальных играх;
-исполнять песни: «Как на горке на горе», « У
медведя во бору».
|
|
|
||
Русские
народные осенние песни. Песня-закличка, игровой
хоровод.
|
-
слушать песни, различать части песен;
-
исполнять различные по характеру музыкальные произведения;
-
проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных
произведений.
|
|
|
||
Устное народное творчество.Пестушки,
потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, сказки.
|
- ориентироваться в
музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора
России;
- находить сходства и различия в видах
устного народного творчества.
|
|
|
||
13.
|
Декабрь — стужайло, хмурень, шапка зимы. Зимние
праздники и обряды.
|
- выделять принадлежность музыки к
народной или композиторской;
- знать зимние праздники и обряды;
- составлять графическое изображение мелодии.
|
|
|
|
14.
|
Разучивание
песни «Русская зима». Зимние поздравительные
обходы.
|
- выразительно исполнять песню;
- называть характерные
особенности музыки;
- участвовать в народном
празднике.
|
|
|
|
15.
|
Святки.
Постановка сценок.
|
- подготовка к празднику «Рождество
Христово»;
- разучивание песни «Ёлка в
Рождество»;
- постановка сценки «Зимняя
сказка».
|
|
|
|
16.
|
Колядки,
песни, стихи. Подготовка к празднику.
|
- знать о празднике
Коляда;
- иметь представление о
традициях русских Колядок;
- разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи.
|
|
|
|
17.
|
Январь — снеговик, трескун, году —начало, зиме — середка.
|
-
составлять исполнительское развитие вокального сочинения исходя из сюжета
стихотворного текста;
-
разучивание песни-игры «Пошла коза по лесу».
|
|
|
|
18.
|
«Рождественская
вечеринка». Загадки. Песня - игра.
|
- различать понятия народные праздники, рождественские песни;
-
|
|
|
|
19.
|
Февраль — лютый, снежень, кривые дороги. Приметы февраля.
|
-знать приметы февраля, пословицы и поговорки;
- иметь представление о празднике
«Сретенье» - « зима с летом встретились».
|
|
|
|
20.
|
Масленица. Масленичные песни. Загадки. Игры.
|
- знать о праздновании праздника Масленица;
-иметь представление о традициях встречи весны;
- разучить масленичные песни.
|
|
|
|
21.
|
Зимние
забавы. Игры на свежем воздухе.
|
- играть в группе, распределять роли, договариваться;
- организовывать игры на свежем воздухе
|
|
|
|
22.
|
Март — протальник, предвесенье. Весенние заклички. Игры.
|
-
знать приметы марта, загадки, пословицы и поговорки, весенние заклички;
-
разучить песни о завивании берёзки, хороводы, игры.
|
|
|
|
23.
|
Приметы марта. Весенние заклички. Песни-игры.
|
-
исполнять весенние заклички, праздники: «Евдокия-Весновка. Герасим-Грачевник»;
-
знать игру «Гуськи».
|
|
|
|
24.
|
Подготовка
к посиделкам «Вербный базар». Постановка сценок
|
- знать о празднике «Вербное воскресенье»;
- разучивание и
постановка сценок к посиделкам
«Вербный базар»;
- играть в русскую народную игру «Дедушка
Рожок».
|
|
|
|
25.
|
Подготовка
к посиделкам «Вербный базар». Разучивание попевок.
|
-
постановка сценок к празднику;
-
исполнять закличку «Солнышко»;
-
знать попевки: «Вербушка», «Цветочный праздник».
|
|
|
|
26.
|
Посиделки
«Вербный базар».
|
-
исполнять хоровод «Мы по лугу пойдём»;
-
играть в игру «Счастливая подкова»;
-
исполнять танец «Деревенские ложки», водить хоровод «Верба».
|
|
|
|
27.
|
Апрель — снегогон, водолей, первоцвет. Весенние заклички.
Молчанка.
|
-
определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;
научиться
плести венки;
|
|
|
|
28.
|
Календарные
песни о весне.
|
-слушать
и распознавать весенние песни;
-
исполнять календарные песни о весне: «Веснянка», «Весенняя капель».
|
|
|
|
29.
|
Май — травень, цветень. Хороводные игры.
|
- знать приметы мая, пословицы
и поговорки;
-играть в игры: «Горелки», «
Жмурки», «Каравай».
|
|
|
|
30.
|
Докучные
сказки. Перевёртыши. Песни-игры.
«А
мы просо сеяли, сеяли».
|
- отличать докучные сказки от
других;
- составлять в паре
перевёртыши;
- исполнять песню - игру «А мы
просо сеяли, сеяли».
|
|
|
|
31.
|
Постановка сценок.
Величальная
песня.
|
- исполнять величальную песню;
- инсценировать песни, выбирать
и исполнять роли.
|
|
|
|
32.
|
Весенние
игры на свежем воздухе. Разыгрывание
обрядовых песен и хороводов.
|
-
играть в команде на свежем воздухе;
-
водить хороводы: «Берёзка», «Со вьюном
я хожу», «Мыши водят хоровод»;
-
исполнять обрядовые песни: «Кукушечка», «Весна-красна .
|
|
|
|
33.
|
Обобщающее занятие
Посещение выставок
|
-
посетить выставку в КВЦ .
|
|
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий