Астафьева Юлия Сергеевна

Начальная школа - ресепшен образования!

вторник, 16 декабря 2014 г.

Выступление на районном семинаре "Мультимедийное сопровождение на уроках в ходе реализации ФГОС НОО"

Проекционные устройства в интерактивном классе.

Официальное утверждение приказом Минобрнауки (при­каз № 373 от 06.10.2009) и начало введения в практику об­щеобразовательной школы Федеральных государственных образовательных стандартов ставит множество проблем, от­носящихся прежде всего к сфере повседневной практической деятельности учителей и учащихся.
Овладение информационными технологиями и их при­менение как в сфере образования, так и в жизнедеятельности принадлежит к числу приоритетов ФГОС. Так, метапредметные результаты обучения в школе должны отражать «использова­ние различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интер­нет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и ин­терпретации информации в соответствии с коммуникативны­ми и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью кла­виатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме изме­ряемые величины и анализировать изображения, звуки, гото­вить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графи­ческим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета», а личностные результаты - «овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе». Совершенно очевидно, что дос­тижение этих целей без целенаправленной информатизации образовательного процесса невозможно.
Информационные технологии и ресурсы также оказывают­ся существенным фактором повышения качества изучения «традиционных» предметов - русского языка, математики, «Ок­ружающего мира». В то же время следует иметь в виду, что применение информационных технологий в начальном образо­вании сопряжено с некоторыми существенными проблемами.
В первую очередь отметим проблему материально-техни­ческого переоснащения учебных кабинетов информационным, интерактивным и коммуникационным оборудованием - компьютерами, планшетами, интерактивными досками и др. Именно эта трудность кажется, на первый взгляд, самой су­щественной. Практика показывает, что это далеко не так, од­нако преуменьшать значение этой проблемы не следует.
Гораздо более существенными (хотя и менее заметными) являются организационно-педагогические проблемы, связан­ные с внедрением информационных технологий в образова­тельный процесс. Вполне очевидно, что использование инфор­мационных технологий качественно меняет всю структуру де­ятельности учителя и учащихся, происходит существенная пе­реоценка значимости отдельных этапов, методов и форм обу­чения. Например, объяснение нового материала перестает быть исключительно вербальным методом, оно включает не только элементы иллюстративных, но также практических ме­тодов (дети могут просмотреть видеозапись эксперимента, сами сделать выводы о том, что они пронаблюдали и т. д.). Это приводит к пересмотру критериев оценки деятельности уча­щихся и учителей, меняет привычный строй их взаимоотноше­ний (учителя и учащиеся вынуждены создавать «образователь­ное сообщество» и трансформировать стиль своего общения в направлении большей открытости и сотрудничества).
Одним из наиболее перспективных и эффективных ин­формационных устройств, рекомендуемых к использованию в начальной школе, является документ-камера (здесь и да­лее - ДК), применение которой способствует реализации це­лей и принципов ФГОС, обеспечивает разнообразие и интен­сификацию большинства традиционных методов и форм обу­чения в начальной школе.


Что такое документ-камера?
          Документ-камеры  - это особый класс видеокамер, предназначенных для пе­редачи изображений документов, трехмерных объектов на телевизор, компьютерный мони­тор, экран проектора или интерактивную дос­ку. Таким образом, любой предмет со стола учителя или из рук ученика - график, глобус, страница учебника, школьная тетрадь, пробир­ка с реактивом, препарат с микроскопа - ста­новится крупным и хорошо видным всему классу. Это устройство добавляет жизни в урок, дает детям возможность многое увидеть своими глазами, сразу все классом, одновре­менно с объяснениями учителя. Для нового по­коления, которое лучше воспринимает имен­но зрительные образы, это очень важно.

Использование документ-камеры в современной школе
Образование – одно из самых важных направлений использования документ-камер. Сейчас много говорят о важности мотивации в обучении. И если взрослых можно стимулировать материальными поощрениями, то с детьми все проще и одновременно сложнее: им или интересно, или нет. Если интересно – информация усваивается, если нет – сколько ни заставляй ребенка сидеть за книжками, сколько ни пугай контрольными, знания выветриваются из головы сразу же после получения оценки. И наоборот: если материал понятен и увлекателен, зубрежка не нужна. Наглядные и интерактивные уроки всегда эффективны.
Способов сделать урок наглядным и интересным сегодня великое множество. Использование документ-камер – один из наиболее эффективных. Для учителя это устройство объединяет в себе возможности кодоскопа, видеокамеры, сканера, микроскопа, веб-камеры. Соединяясь с компьютером посредством USB, камера становится составной частью рабочего места преподавателя. Рассматривая применение данного интерактивного устройства в образовательном процессе, можно отметить следующие его достоинства:
§  возможность демонстрации в любой момент любого объекта со стола учителя или парты ученика позволяет «оживить» процесс преподавания, сделать его более наглядным и убедительным, и, как следствие, более результативным;
§  документ-камера помогает установить обратную связь между учителем и классом, повысить мотивацию учащихся. Это происходит, например, во время анализа контрольной работы или разбора домашнего задания на экране в реальном времени, с комментариями учителя, когда весь класс принимает участие в этом процессе.
§  у учителя появляется больше возможностей гибко реагировать на ситуацию, привносить в урок необходимый элемент интерактивности и диалога. В ответ на вопрос учащихся можно, сидя за рабочим столом, на обычном листке бумаги набросать схему или формулу, отображая ее в процессе появления на экране;
§  значительно упрощается процесс подготовки к уроку. Достаточно вычертить на стандартном листе формата А4 необходимый график, скопировать иллюстрацию из редкой или наоборот только что полученной книги и все это можно уже на следующем уроке использовать как учебное пособие, доступное для просмотра и изучения всему классу;
§  существенно экономится время учителя, как во время подготовки к уроку, так и во время проведения самого урока – любое письменное задание с листа, мгновенно через документ-камеру и проектор может быть продемонстрировано всему классу;
§  расширение арсенала доступных технических средств ведения урока стимулирует учителя к творческому поиску и освоению новых форм и методов обучения.
Опыт общения с учителями школ, в которых уже активно применяются современные средства обучения, подтверждает: документ-камера – это действительно необходимый инструмент современного образовательного процесса. При этом устройство довольно простое в освоении. Как показывает практика, от момента, когда учитель спрашивает, что это такое и как с этим работать, до момента, когда он самостоятельно управляет устройством, проходит всего пара часов. Хотя некоторые технические детали (использование встроенных эффектов, сохранение и обработка изображений на компьютере), конечно, постигаются уже в процессе работы, когда появляется потребность расширить область применения.

Что полезного вносит документ-камера в работу учителя?
§  возможность демонстрации в любой момент любого объекта со стола учителя или парты ученика позволяет «оживить» процесс преподавания, сделать его более наглядным и убедительным, и, как следствие, более результативным;
§  документ-камера помогает установить обратную связь между учителем и классом, повысить мотивацию учащихся. Это происходит, например, во время анализа контрольной работы или разбора домашнего задания на экране в реальном времени, с комментариями учителя, когда весь класс принимает участие в этом процессе.
§  у учителя появляется больше возможностей гибко реагировать на ситуацию, привносить в урок необходимый элемент интерактивности и диалога. В ответ на каверзный вопрос можно, сидя за рабочим столом, на обычном листке бумаги набросать схему или формулу, отображая ее в процессе появления на экране;
§  значительно упрощается процесс подготовки к уроку. Достаточно вычертить на стандартном листе формата А4 необходимый график, скопировать иллюстрацию из редкой или наоборот только что полученной книги и все это можно уже на следующем уроке использовать как учебное пособие, доступное для просмотра и изучения всему классу;
§  существенно экономится время учителя, как во время подготовки к уроку, так и во время проведения самого урока – любое письменное задание с листа, мгновенно через документ-камеру и проектор может быть продемонстрировано всему классу.
§  расширение арсенала доступных технических средств ведения урока стимулирует учителя к творческому поиску и освоению новых форм и методов обучения.

Документ-камера или интерактивная доска? Что лучше?
Интерактивная доска – это соединённый с компьютером сенсорный экран, на который через проектор отображается увеличенная в размерах копия экрана компьютера. Используя сенсорные свойства доски и специальное программное обеспечение, можно дистанционно управлять работой компьютера, в том числе запускать специальные обучающие программы. Работая у такой доски, учитель или ученик на глазах у всего класса может перебирать различные варианты возможных решений и полученных ответов, сразу видеть и анализировать результаты своих действий. Кроме того, на интерактивной доске с помощью специальных маркеров можно писать и рисовать, как и на обычной, да ещё и запоминать в памяти компьютера полученные результаты, созданные рисунки и выполненные на уроке задания. Все эти достоинства интерактивных досок действительно позволяют поднять степень вовлечённости учащихся в процесс обучения на качественно новый уровень. Но с другой стороны, интерактивные доски имеют и серьёзные недостатки и главный из них - заранее заданная ограниченность отображаемой информации.
Действительно, ведь сама по себе любая интерактивная доска позволяет задействовать только заблаговременно подготовленные на компьютере и/или записанные в его память изображения. И вот тут мы не обойдёмся без такого устройства, как документ-камера.
           Документ-камера позволяет во многом устранить указанный недостаток интерактивной доски, особенно, когда учителю необходимо оперативно донести до всего класса некую визуальную информацию. Это может быть демонстрация редкого рисунка, карты или объемной модели, дополняющих объясняемый материал учебника. Не надо доказывать как это важно для обеспечения истинной интерактивности. Именно поэтому в последние годы документ-камеры получили самое широкое распространение в учебных заведениях. Резюмируя вышеизложенное, заключаем, что интерактивная доска вместе с документ-камерой, органично дополняя друг друга, являются достаточным и необходимым средством обеспечения истинной интерактивности обучения.

Несколько способов использования документ-камеры.
  1.  Демонстрация предметов, имеющих различные геометрические формы.
  2. Демонстрация мелких частей объектов.
  3. Проверка и исправление домашних работ учащихся.
  4.  Проведение викторин с демонстрацией заданий и ответов.
  5. Составление набора предложений и идей при мозговом штурме.
  6.  Демонстрация брошюр, книг, альбомов.
  7. Разделение предмета на мелкие детали с последующей демонстрацией.
  8. Демонстрация видеоряда в качестве набора иллюстраций к рассказу.
  9.   Возможность быстрого редактирования письменных работ.
  10. Работа над структурой предложения, отработка орфографии, отработка грамматических структур.
  11. Демонстрация художественных изделий, выполненных учащимися.
  12. Демонстрация слов при обучении чтению на ранних этапах.
  13. Демонстрация слов при обучении иностранным языкам
  14. Демонстрация процессов выполнения творческих заданий по ручному труду (рисование, шитьѐ, вышивание, лепка, резьба по дереву, чеканка, выжигание и пр.).
  15. Сопровождение презентаций, сделанных учащимися
  16.  Сравнение изображений с реальными объектами.
  17. Демонстрации движения пластилиновых фигурок.
  18. Демонстрация иллюстрированных изданий.
  19.  Работа со словарѐм, с географическими картами, со шкалой времени.
  20. Кукольные представления.
  21. Демонстрация мелких живых существ, которых нельзя «пустить по партам»: жуков-короедов, земляных червей, насекомых, змей, рыб и т.д.
  22. Запись упражнений, выполняемых на уроке для последующей трансляции или выкладывания в сети.
  23.  Использование в качестве видеокамеры (запись и/или демонстрация на экран действий, происходящих в классе).
  24. Демонстрация процесса сборки/разборки объѐмных моделей.
  25. Использование всем классом одной книги для чтения вслух.
  26. Изучение животных или растительных клеток под микроскопом.
  27. Исследование мелких деталей и частей механического или технического оборудования.
  28. Проведение химических экспериментов.
  29. Демонстрация техники рисования и живописи.
  30. Демонстрация работ учащихся в виде фотографий, рисунков, отчетов и т.д.
  31. Демонстрация частей скрытого объекта для задания «Угадай, что это за предмет и как его используют».
  32.  Проверка домашней работы.
  33. Формирование навыков исследовательской деятельности.
  34.  Сравнение литературных стилей,  литературных жанров.
  35. Работа с буквами и цифрами в начальной школе.
  36. Возможность «заморозить» и сохранить изображение или действие при наблюдении за процессами или при проведении опытов. 

Комментариев нет: