Астафьева Юлия Сергеевна

Начальная школа - ресепшен образования!

четверг, 20 сентября 2012 г.

Тема урока: Е. И. Чарушин «Страшный рассказ».
Цели урока:
·        Познакомить детей с творчеством Е. И. Чарушина;
·        Развивать навыки выразительного, беглого чтения;
·        Учить детей делить текст на смысловые части и озаглавливать;
·        Воспитывать любовь к природе, к животным.
Оборудование: учебник Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др. «Родная речь. 2 класс» (1 часть) - М.: Просвещение, 2005, иллюстрации.
Ход урока:
1.      Организационный момент. Постановка цели урока.
(Слайд №1)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Е. И. Чарушина.
2.      Работа по теме урока.
·        Вводная беседа.
(Слайд №2)
Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора Вятской губернии. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку, и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей. Ему замечательно удавались портреты и живописные, и словесные. После окончания Ленинградской Академии Художеств Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы и ему предложили иллюстрировать книги В. В. Бианки. Ему принадлежат отличные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка.
В 1930 году вышел его первый рассказ. Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист, т.е. художник, изображающий животных. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.
Чарушин говорил: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей добывать еду, себя спасать? А ты человек – хозяин всей природы, тебе все знать нужно».
С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.
- Прочитайте название рассказа.
- Было ли вам когда-нибудь страшно?
- Попробуйте предположить, о чем будет рассказ. Верны ли ваши предположения,  мы узнаем, если прочитаем рассказ.
·        Словарная работа.
(Слайд №3)
В тексте вы встретите незнакомые слова:
Сени – входное, нежилое и неотапливаемое помещение, примыкающее к жилой части дома, используется для хозяйственных нужд.
Чулан - небольшое подсобное помещение хозяйственного назначения, отгороженное от сеней или комнаты перегородкой.
·        Первичное чтение.
Начинает читать учитель, продолжают хорошо читающие дети.
·        Проверка понимания прочитанного:
- Понравился вам рассказ?
- Кого испугались мальчики?
- Посмотрите на иллюстрацию на доске.
(Слайд №4)
Ёж – маленький ночной хищник. Обитают ежи в основном в смешанных лесах, в запущенных парках и садах. Днем прячутся среди кустарников, под кучей хвороста и листвы. Ночью выходят кормиться. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши.
В случае опасности ёжик свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. При встрече с волком или лисицей еж фыркает или подпрыгивает, стараясь уколоть врага, если это не помогает, он свертывается в клубок, подставляя нападающему хищнику свою колючую спину. Часто, наколов морду иглами, нападающие хищники оставляют ежа в покое.
К зиме ежи жиреют и впадают в глубокую спячку, находя  себе убежище в густых кустах, углублениях почвы, засыпанных опавшей листвой.
Ёж приносит пользу, уничтожая таких вредителей леса, как хрущи и их личинки (жуки, которые питаются листьями, их цветками и плодами, а личинки подгрызают корни растений), гусеницы, поедая мышевидных грызунов и ядовитых насекомых.
(Слайд №5)
Серый ёжик весь в иголках,
Словно он не зверь, а ёлка.
Хоть колюч молчун лесной –
Ёжик добрый, а не злой.
(Слайд №6)
- Почему же мальчики испугались ежа?
- Как звали мальчиков?
- Где они жили?
- Почему они остались дома одни?
- Что они делали, когда остались одни?
- Какие звуки они услышали?
- Как они отреагировали на эти звуки?
- Рассказали они родителям, что случилось?
- Кого нашли родители?
- Чем они угостили ежа?
- Боялись ли его мальчики потом? Почему?
3.      Физминутка.
(Слайд №7)
4.      Закрепление нового материала.
·        Выразительное чтение отрывка по ролям.
- Давайте прочитаем разговор мальчиков.
- С какой интонацией будем читать диалог?
·        Составление плана.
- Давайте разделим рассказ на части и с помощью подчеркнутых слов составим план рассказа.
Дети читают каждую часть  и озаглавливают ее.
(Слайд №8)
1)      Мальчики остались одни.
2)      Странные звуки.
3)      Испуганные дети.
4)      Родители вернулись.
5)      Неожиданная находка.
6)      Ежик остался жить на даче.
5.      Итог урока.
(Слайд №9)
- Как называется рассказ, который мы прочитали сегодня?
- Кто его автор?
- Почему Чарушин назвал рассказ именно так?
- Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным? Почему?
- Почему ежик не ушел, а остался жить с ребятами все лето?
- Чему учит рассказ?
- Почему нужно беречь животных?
(Слайд № 10)
6.      Домашнее задание.
(Слайд №11)
Прочитать рассказ, подготовить подробный пересказ по плану.


Комментариев нет: