Учитель
начальных классов МБОУ Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1
Астафьева Ю. С.
Тема
урока: «Лиса и тетерев» (русская народная сказка).
Цели
урока:
·
Познакомить детей с жанром русской
народной сказки;
·
Развивать умение выразительного чтения, чтения
по ролям;
·
Формировать умение передавать содержание
произведения;
·
Учить детей отвечать на вопросы по
тексту.
Оборудование:
учебник
Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др. «Родная речь. 2 класс» (1 часть) - М.:
Просвещение, 2005,презентация.
Ход
урока:
1.
Организационный
момент. Постановка цели урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся
с одним из жанров устного народного творчества.
(Слайд №1)
2.
Работа
по теме урока.
·
Вводная беседа
(Слайд №2)
Любите ли вы сказки? Когда-то давно
сказки только рассказывались вслух, никто их не записывал. Самым первым их
творцом во все времена был народ, который вкладывал в сказки свои заветные
мечты о справедливости, о лучшей доле для бедняка, рассказывал о красоте, об
уме и трудолюбии простых людей.
Сначала, конечно, сказку придумал
один человек, рассказал другому. Тому она понравилась, он ее запомнил и
рассказал кому-то третьему, например своей дочери или сыну, а те, когда
выросли, рассказали своим детям. И когда появилась такая сказка точно нельзя
сказать, но все это время она жила в народе и рассказывалась устно.
Сказки бывают разные. Есть сказки
волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть
сказки о животных. В таких сказках животные могут говорить, ходить друг к другу
в гости и даже учиться в школе. Есть бытовые сказки, в которых описывают жизнь
простых людей: бедного мужика или ловкого солдата.
Сказка обязательно учит чему-то
людей. Выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую мысль. Этим сказка
отличается от других произведений: повести, рассказа, былины.
- Сегодня на уроке мы продолжим
знакомиться с устным народным творчеством. - - Прочитайте название сказки.
(Слайд №3)
- Кто пришел к нам в гости? (лиса и
тетерев)
- Опишите, какая бывает лиса в
сказках? (Хитрая, умная, обманщица..)
(Слайд №4)
- А кто знает, кто такой тетерев?
(Большая лесная птица).
(Слайд №5)
·
Первичное чтение.
- Сейчас я вам прочитаю сказку об
одной такой лисе, хотевшей перехитрить тетерева. Мы узнаем, удалось ли ей
осуществить свои планы.
Учитель читает сказку, дети следят
по учебнику и отмечают непонятные слова.
·
Словарная работа.
- Какие непонятные слова и выражения
вы встретили в сказке? Давайте их разберем.
(Слайд №6)
ü Навострила
уши – насторожилась;
ü Проведать
– навестить;
ü Нынче
– сегодня;
ü Кабы
– если бы.
- Прочитаем хором их и составим предложение с этими словами.
·
Первичная проверка понимания.
- Понравилась ли вам сказка?
- Удалось лисе перехитрить
тетерева?
- Что придумала лиса, чтобы тетерев
спустился на землю?
- Что отвечал тетерев лисе, когда
она просила его спуститься на землю?
- Что придумал тетерев, чтобы
избавиться от хитрой лисы?
3.
Физминутка.
(Слайд №7)
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса,
Мы лисичку обхитрим,
На носочках пробежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы-шалунишки.
Но закончилась игра,
И учиться нам пора.
4.
Закрепление
нового материала.
·
Выборочное чтение.
- Найдите в тексте и прочитайте
описание того, как просила лиса тетерева спуститься на землю.
- Найдите и прочитайте, как лиса
называет тетерева.
- Прочитайте, как тетерев избавился
от лисы.
- Найдите слова, которые
показывают, что с помощью своей находчивости тетерев перехитрил лису.
·
Чтение по ролям.
- Разыграем диалог лисы и тетерева,
как в театре:
ü Опишите
характер тетерева, как нужно читать его слова?
ü Каким
голосом нужно читать слова лисы?
ü Определите о мысли, которые надо выделить голосом.
- Прочитаем сказку по ролям.
5. Итог урока.
(Слайд №8)
- С
каким жанром устного народного творчества мы познакомились сегодня?
- Какие
виды сказок бывают?
-
Чем сказка отличается от других произведений?
- К
какому виду сказок относится сказка «Лиса и тетерев»?
- Чему учит эта сказка?
(Слайд №9)
5.
Домашнее
задание.
(Слайд №10)
Прочитать сказку по ролям.
Список
используемой литературы:
1. С.
В. Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению:3 класс.- М.:ВАКО,
2006.
2. Е.
С. Гостимская, М. И. Байкова Поурочные разработки по литературному чтению. 2
класс. М.:ВАКО, 2005.
Комментариев нет:
Отправить комментарий