Астафьева Юлия Сергеевна

Начальная школа - ресепшен образования!

пятница, 14 сентября 2012 г.

Учитель начальных классов МБОУ Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1 Астафьева Ю. С.
Тема урока: «Лиса и тетерев» (русская народная сказка).
Цели урока:
·         Познакомить детей с жанром русской народной сказки;
·         Развивать умение выразительного чтения, чтения по ролям;
·         Формировать умение передавать содержание произведения;
·         Учить детей отвечать на вопросы по тексту.
Оборудование: учебник Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др. «Родная речь. 2 класс» (1 часть) - М.: Просвещение, 2005,презентация.
Ход урока:
1.      Организационный момент. Постановка цели урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из жанров устного народного творчества.
(Слайд №1)
2.      Работа по теме урока.
·         Вводная беседа
(Слайд №2)
Любите ли вы сказки? Когда-то давно сказки только рассказывались вслух, никто их не записывал. Самым первым их творцом во все времена был народ, который вкладывал в сказки свои заветные мечты о справедливости, о лучшей доле для бедняка, рассказывал о красоте, об уме и трудолюбии простых людей. 
Сначала, конечно, сказку придумал один человек, рассказал другому. Тому она понравилась, он ее запомнил и рассказал кому-то третьему, например своей дочери или сыну, а те, когда выросли, рассказали своим детям. И когда появилась такая сказка точно нельзя сказать, но все это время она жила в народе и рассказывалась устно.
Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животных. В таких сказках животные могут говорить, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе. Есть бытовые сказки, в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата.
Сказка обязательно учит чему-то людей. Выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую мысль. Этим сказка отличается от других произведений: повести, рассказа, былины.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с устным народным творчеством. - - Прочитайте название сказки.
(Слайд №3)
- Кто пришел к нам в гости? (лиса и тетерев)
- Опишите, какая бывает лиса в сказках? (Хитрая, умная, обманщица..)
(Слайд №4)
- А кто знает, кто такой тетерев? (Большая лесная птица).
(Слайд №5)
·         Первичное чтение.
- Сейчас я вам прочитаю сказку об одной такой лисе, хотевшей перехитрить тетерева. Мы узнаем, удалось ли ей осуществить свои планы.
Учитель читает сказку, дети следят по учебнику и отмечают непонятные слова.
·         Словарная работа.
- Какие непонятные слова и выражения вы встретили в сказке? Давайте их разберем.
(Слайд №6)
ü  Навострила уши – насторожилась;
ü  Проведать – навестить;
ü  Нынче – сегодня;
ü  Кабы – если бы.
               - Прочитаем хором их и составим предложение с этими словами.
·         Первичная проверка понимания.
- Понравилась ли вам сказка?
- Удалось лисе перехитрить тетерева?
- Что придумала лиса, чтобы тетерев спустился на землю?
- Что отвечал тетерев лисе, когда она просила его спуститься на землю?
- Что придумал тетерев, чтобы избавиться от хитрой лисы?
3.      Физминутка.
(Слайд №7)
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса,
Мы лисичку обхитрим,
На носочках пробежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем  мы зайчишке,
Непоседы-шалунишки.
Но закончилась игра,
И учиться нам пора.

4.      Закрепление нового материала.
·         Выборочное чтение.
- Найдите в тексте и прочитайте описание того, как просила лиса тетерева спуститься на землю.
- Найдите и прочитайте, как лиса называет тетерева.
- Прочитайте, как тетерев избавился от лисы.
- Найдите слова, которые показывают, что с помощью своей находчивости тетерев перехитрил лису.
·         Чтение по ролям.
- Разыграем диалог лисы и тетерева, как в театре:
ü  Опишите характер тетерева, как нужно читать его слова?
ü  Каким голосом нужно читать слова лисы?
ü  Определите  о мысли, которые надо выделить голосом.
               - Прочитаем сказку по ролям.
       5. Итог урока.
(Слайд №8)
           - С каким жанром устного народного творчества мы познакомились сегодня?
          - Какие виды сказок бывают?
          - Чем сказка отличается от других произведений?
          - К какому виду сказок относится сказка «Лиса и тетерев»?
          - Чему учит эта сказка?
(Слайд №9)
5.      Домашнее задание.
(Слайд №10)
         Прочитать сказку по ролям.
 

Список используемой литературы:
1.      С. В. Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению:3 класс.- М.:ВАКО, 2006.
2.      Е. С. Гостимская, М. И. Байкова Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. М.:ВАКО, 2005.



Комментариев нет: